Казанский Богородицкий монастырь — православный монастырь Казани, место обретения Казанской иконы Божьей Матери. Находится в нескольких минутах ходьбы от казанского кремля, к востоку от кремлёвской горы, на улице Большая Красная.
8 июля 1579 года 10-летняя девочка Матрона обрела икону на месте, указанном ей во сне. Рассказ об этом и о первых чудесах от иконы впервые составил очевидец событий священник Ермолай — будущий патриарх Гермоген († 1612), прославленный Церковью как священномученик. Обретение чудотворной иконы всего через 27 лет после взятия Казани русскими войсками было воспринято современниками как символическое событие огромного значения. В том же 1579 году, по государеву указу Ивана IV Грозного, на месте обретения был основан девичий Богородицкий монастырь. Первой монахиней в нём, по преданию, стала сама девочка Матрона, получившая после пострига имя Мавра (дальнейшая судьба её неизвестна).
Ополчение Минина и Пожарского в 1612 году взяло в поход на Москву Казанскую икону, по благословению местоблюстителя патриаршего престола (после мученической смерти Гермогена) казанского митрополита Ефрема.
Подлинник иконы после похода 1612 году был возвращён в Богородицкий монастырь Казани (в Москве, в Казанском соборе на Красной площади, был установлен лишь почитаемый список, хотя некоторые москвичи впоследствии были склонны принимать за подлинник именно его).
Приток паломников сделал Богородицкий монастырь известной святыней Среднего Поволжья.
По реформе Екатерины II (1764), поделившей все обители России на штаты (классы), он был причислен ко второму классу, а в 1809 году — к первому, самому высшему. Число монахинь и послушниц постепенно выросло от 100 с лишним в начале XIX века до 500 к моменту революции.
Территория монастыря занимала несколько гектаров. Его архитектурный ансамбль по размерам и роскоши не имел себе равных в Поволжье.
Главный собор, где и пребывала икона, был построен в стиле классицизма в 1798—1808 гг. (по проекту знаменитого русского архитектора И. Старова) на месте обветшавшего каменного собора 1590-х гг.
Его площадь составила 49 на 43 м, а высота — 44 м. Облик собора определяли 5 полусферических куполов и 3 огромных фронтона с колоннами — со всех сторон, кроме алтаря.
Никольский храм к северу от него (1810—1816 гг.) и Крестовоздвиженский к югу (1882—1884 гг.) также были возведены в стиле классицизма, но имели по одному большому полусферическому куполу. 2 основных корпуса — Настоятельский и Никольский (1820-е — 1840-е гг.), составили собой гигантский полукруг, замкнувший классический ансамбль в единое целое.
В этот ансамбль XIX века вошли 2 более древних сооружения — 55-метровая колокольня, одна из самых высоких в Казани, и маленькая Софийская надвратная церковь (обе — середина XVII в.).